Подушки безопасности (SRS — Supplemental Restraint System) являются неотъемлемой частью системы пассивной безопасности современных автомобилей. Они предназначены для защиты жизни и здоровья водителя и пассажиров при авариях.
Первые концепции подушек безопасности были предложены в середине 20-го века, но их массовое производство началось только в 1980-е годы. С того времени они стали стандартной оснасткой в большинстве автомобилей.
Изначально механизм подразумевал использование сжатого воздуха, который постепенно заполняет тканевую емкость. Но в таком виде система работает очень медленно, в то время как при столкновении важна каждая секунда. Поэтому производители стали использовать пиротехнический заряд для быстрого надувания подушек. Усовершенствованный механизм впервые был запущен в машине премиум-класса Oldsmobile Toronado в 1973 году.
Типы подушек безопасности :
Фронтальные подушки
Фронтальные подушки безопасности, расположенные в рулевой колонке и передней панели, предназначены для защиты водителя и переднего пассажира при фронтальных столкновениях.
Боковые подушки
Боковые подушки обеспечивают защиту при боковых ударах и столкновениях. Они могут быть интегрированы в боковые двери или сиденья автомобиля.
Шторки безопасности(головные)
Шторки безопасности расположены в верхней части салона и развертываются вдоль боковых окон при боковых ударах, защищая головы пассажиров.
Коленные подушки
Коленные подушки помогают предотвратить травмы коленей водителя и переднего пассажира при фронтальных столкновениях.
Подушки безопасности для пешеходов
Эти подушки расположены снаружи автомобиля и разработаны для защиты пешеходов при столкновении.
Принцип работы
Подушки безопасности раскрываются в момент столкновения, смягчая удар и минимизируя риск травм. Они работают вместе с ремнями безопасности, обеспечивая максимальную защиту.
Наличие передних подушек безопасности обязательно во всех новых легковых автомобилях с 1999 модельного года. Боковые необязательны, но почти все производители включают их в качестве стандартного оборудования.
Замена и ремонт подушек безопасности
В России не зафиксировано обязательное правило использования подушек безопасности на уровне законодательства , и штрафы за их отсутствие не предусмотрены. Но это не значит, что ими можно пренебрегать. Наличие системы амортизации — не стопроцентная, но все же весомая гарантия избежать серьезных травм и летального исхода при аварии.
Заключение
Подушки безопасности спасли множество жизней и продолжают быть важной частью системы безопасности в автомобилях. Современные разработки и исследования направлены на дальнейшее улучшение их эффективности.